Основы законодательной метрологии

Основы законодательной метрологии

В ходе проведения проверок инспекторами по надзору за средствами измерений Оршанского ЦСМС выясняется, что у представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей все еще возникает множество вопросов по правильности отнесения средств измерений к сфере законодательной метрологии и правилам осуществления поверки средств измерений. Возможно, приведенная статья даст ответ на эти и другие интересующие людей вопросы.

В целях обеспечения единства измерений в Республике Беларусь создана метрологическая служба, которую возглавляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

В состав Государственной метрологической службы входят Национальный метрологический институт, в качестве которого определен Белорусский государственный институт метрологии, и 15 региональных центров стандартизации, метрологии и сертификации.

Работы по обеспечению единства измерений в Республике Беларусь осуществляются на основе Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» от 5 сентября 1995 г. № 3848-XІІ (с изменениями и дополнениями) и других нормативных документов.

Сфера законодательной метрологии распространяется на измерения, выполняемые при:

- осуществлении торговли и расчетов между покупателем и продавцом;
- определении налоговой базы;
- осуществлении таможенных и банковских операций;
- обеспечении защиты жизни и охраны здоровья человека;
- проведении государственного технического осмотра транспортных средств, диагностике технического состояния транспортных средств;
- обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной безопасности и радиационной безопасности;
- осуществлении геодезической и картографической деятельности;
- осуществлении гидрометеорологической деятельности;
- оказании услуг почтовой связи и электросвязи;
- проведении испытаний и осуществлении контроля за соответствием продукции и сырья требованиям законодательства Республики Беларусь;
- проведении экспертиз;
- обеспечении обороны и безопасности государства;
- обеспечении охраны окружающей среды;
- обеспечении охраны труда;
- осуществлении государственного метрологического надзора;
- осуществлении метрологического контроля;
- осуществлении контроля за соблюдением требований, предъявляемых к фасованным товарам;
- проведении лабораторно-диагностических исследований ветеринарной службой;
- производстве и применении игровых автоматов и устройств с денежным выигрышем;
- регистрации международных и национальных спортивных рекордов. Законодательными актами Республики Беларусь сфера законодательной метрологии может распространяться на измерения, выполняемые в иных сферах деятельности.
- Лица, которые использует средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, а это могут быть как индивидуальные предприниматели так и юридические лица, однозначно должны вовремя проводить поверку данных средств измерений.

Поверка СИ - поверка средств измерений - проведение определенных операций, которые необходимо выполнить в целях определения соответствуют средства измерений заявленным метрологическим требованиям или нет.

Основная цель поверки средств измерений - в строгом соответствии с разработанным и утвержденным порядком осуществить передачу рабочим средствам измерений размер единиц величин от исходных эталонных средств. При реализации этого установленного порядка поверки в наличии должны быть необходимые государственные первичные эталоны единиц величин, поверочные схемы, сооветствующее техническое оснащение, разработанные методики поверки, необходимое нормативное обеспечение, обученные специалисты (поверители), а также необходимые измерительные системы.

Средства измерений, которые будут применяться в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перед началом эксплуатации и в случае ремонта (по его окончании) должны проходить первичную поверку, а в период эксплуатации - должны проходить периодическую поверку.

Таким образом, на основании Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» - поверка средств измерений (СИ) является обязательной.

Казалось бы, что вопрос поверки СИ решен четко и однозначно, но в реальности постоянно возникают вопросы по поверке конкретных СИ на предприятиях. И решают эти вопросы по-разному. Часто на предприятиях одинаковые СИ могут использоваться как в технологическом процессе, так и при измерениях в сфере государственного регулирования. Помощь в принятии решения о предоставлении СИ в поверку могут оказать следующие документы:

а) Постановление Государственного комитета по стандартизации от 16 марта 2007г. №17 «Об утверждении перечня областей в сфере законодательной метрологии»
б) Постановление Государственного комитета по стандартизации от 6 марта 2007г. №3 «Об утверждении Положения о Государственном реестре средств измерений Республики Беларусь»
При составлении перечня средств измерений, подлежащих поверке, как того требуют правила, предприятие самостоятельно утверждает перечень СИ, подлежащих поверке. Однако при этом средства измерений, находящиеся в «Перечне..», попадают под государственный метрологический надзор и контроль. И инспектор по обеспечению единства измерений вправе высказать сомнение о полноте данного перечня средств измерений, подлежащих поверке. Поэтому будет правильно сначала согласовать перечень средств измерений подлежащих поверке в территориальном ЦСМС, а затем утверждать его. Наиболее правильно использовать рекомендованный вид перечня средств измерений, подлежащих поверке. Разобраться в этом вопросе поможет

ТКП 8.003-2011 «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ»

Разумнее будет указать тип СИ и заводской номер средства измерений. Если средства измерений однотипные и их много, то можно указать только их количество, но это нужно обязательно согласовать с ЦСМ. Все эти рекомендации нацелены на облегчение планирования работ по поверке средств измерений и предупреждают возможные разногласия по отнесению средств измерений в разряд поверяемых или калибруемых.

В конце статьи хочется привести типичные нарушения законодательства в области обеспечения единства измерений при осуществлении государственного метрологического надзора, на которые следует обращать внимание:
- в сфере законодательной метрологии применяются средства измерений, не прошедшие своевременную поверку или метрологическую аттестацию;
- применяются технически неисправные средства измерений;
- не организован учет средства измерений;
- не проводится метрологический контроль за средствами измерений, не относящимися к сфере законодательной метрологии;
- не соблюдается порядок внедрения международной системы единиц;
- используются методики выполнения измерений, не прошедшие метрологическое подтверждение пригодности;
- нарушаются методики выполнения измерений;
- не соблюдаются правила эксплуатации средств измерений (порядок работы, техобслуживания);
- недостаточное обеспечение средствами измерений (оснащение не соответствует требованиям технических нормативных правовых актов);
- отсутствуют технические нормативные правовые акты, регламентирующие требования к выполнению измерений и испытаний.
Если у Вас остались невыясненными какие-либо вопросы или появились новые в процессе работы, обращайтесь на сайт Госстандарта http://gosstandart.gov.by в рубрику Вопрос-Ответ => Метрология или на сайт Оршанского ЦСМС http:/Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. в рубрику Работа с обращениями.
Квалифицированные специалисты всегда Вам помогут и дадут ответы на все интересующие Вас вопросы.